История SAAB: от истоков до наших дней
9 июня 2011 года
Наверняка, давние поклонники «легкокрылого» шведского авто досконально знают историю создания и развития компании «SAAB». Однако тем, кто недавно проникся любовью к этому автомобилю, легкому в разгоне, легкому в управлении и устойчивому на любой трассе, будет небезынтересно узнать некоторые подробности – давние и не очень. В частности, известно ли вам, что официальная символика этой марки уже дважды претерпела изменения. И все из-за судьбоносных витков на пути развития известной компании.
Легкокрылый Saab
Конец войны внес свои коррективы в дальнейшие планы многих компаний, ориентированных на вооружение, не остался в стороне и «SAAB». По мнению известного авиаконструктора Гунара Лунгстрема, являющегося в то время «мозгом» саабовской компании, наиболее близким к самолетостроению по профилю оказалось автомобилестроение. Совместно с коллегами «по цеху» и с немецким конструктором двигателей DKW Гансом Мюллером, привлеченным к работе после исчезновения с рынка одноименной фирмы, они и разработали первый автомобиль Saab, который по содержанию очень напоминал упомянутые германские малолитражки, а внешне откровенно выделялся на фоне прочих авто оригинальным аэродинамическим дизайном.
Не мудрствуя лукаво, саабовцы нарекли свое детище Saab 92.001 вслед за последней 91-ой моделью выпущенного самолета. Этот эпитет вовсе не отвлеченный и использован в данном контексте не в связи с вышеупомянутыми характеристиками. Дело в том, что на капотах первых автомобилей этой марки «раскинул» два крыла летящий самолет, что, разумеется, тоже не случайно.
Аббревиатура "SAAB" обозначает Svenska Aeroplan Aktiebolaget. В переводе на русский это звучит, как шведское акционерное общество по производству самолетов. Это в послевоенное время компания перепрофилировалась на выпуск гражданских авто, а изначально – в 1937 году, когда в мире было очень неспокойно – целью создания компании было производство военных самолетов. Цель была оправдана и в воздушных боях Второй Мировой войны на вооружении некоторых стран бомбардировщики Saab прославились, как самые скоростные.
Совершенный в профиль автомобиль спереди несколько напоминал лягушонка из-за «раздутых» дверей и традиционного в те времена саабовского зеленого цвета. С чем, собственно, соглашался и сам Гунар Лунгстрем. Это было в 1946 году. В процессе совершенствования Сааб приобрел более мощный двигатель (25 л.с.), независимую подвеску и новый кузов все в том же аэродинамическом стиле, что сделало его чрезвычайно устойчивым на трассе, впечатляюще красивым и вместительным. При этом машина легко разгонялась и держала скорость до 100 км/час.
Всего было произведено 20 тестовых автомобилей, которым так и не довелось выехать за ворота предприятия. И только в июне 1947 года Saab 92, а именно его модификация 92.002 была представлена широкой публике с заявлением о запуске в серийное производство. Само серийное производство было начато 12 декабря 1949 года. Кстати, еще в процессе тестирования саабовские инженеры-испытатели, решили сделать ставку на мощность, эргономику и устойчивость автомобиля, делегировав свой экипаж, а именно Ральфа Мильда и Saab 92, на зимние спортивные соревнования, проходившие в то время в Швеции, и не прогадали. Неожиданно для всех, в том числе и для представителей компании, эти состязания завершились полным триумфом «SAAB».
В свете открывшихся перспектив конец 1949 года стал началом производства спортивных автомобилей Saab модификаций Standart 92 и 92 DeLuxe. Это послужило точкой отсчета нового этапа в истории компании – этапа стремительного развития, роста популярности и экономического подъема. Одна за другой выпускаются новые модели, которые с середины пятидесятых все без исключения «обуты» в бескамерные шины и оснащены основательно усовершенствованными 3-х цилиндровыми двигателями.
В 1955-м был представлен Saab 93, который стал «пропуском» на внешний рынок.
В 1956-м на Стокгольмском салоне с претензией на очередные спортивные победы был продемонстрирован Saab Sonett (мощность – 57.5 л.с., скорость – до 160 км/час, масса – 500 кг).
В 1959-м запущен в производство первый «универсал» Saab 95, предназначенный для комфортного путешествия семи пассажиров или же для перевозки груза весом 0.5 т.
1960-й ознаменовался выпуском очередной модели Saab 96, которая оставалась лидером продаж целых 20 лет и принесла саабовской команде еще пять спортивных побед.
1968-й – год рождения Saab 99, снискавшего славу респектабельного и самого безопасного автомобиля в Европе.
К слову, о безопасности. Совершенствуя свои автомобили, саабовцы делали особый акцент именно на нее и на комфорт водителя и пассажиров. В шестидесятых появились ремни безопасности, были укреплены дверные балки, тормозные диски стали вентилируемыми, был реализован подогрев сидений, практичные стеклоочистители обеспечивают надлежащий обзор, а бамперы, которыми оснащались авто стали самовосстанавливающимися.
Два кольца, объединенные коронованной гривой
Новая символика стала отображением очередного витка в истории компании, а именно ее слияния с упомянутой «Скания-Вабис», которая в то время занималась производством грузовых авто. В результате существенно увеличились производственные площади: в Швеции новой корпорации принадлежали 12 предприятий.В 1968-м году легкокрылый самолет, бывший символом компании на протяжении долгих тридцати лет, «слетел» с капота Saab, уступив место двум пересекающимся кольцам, расположенными друг над другом. В образованных трех полях гармонично разместились названия двух шведских компаний – «Saab» и «Scania-Vabis» - и традиционный символ Швеции – голова коронованного льва.
Именно на этом этапе (1976 г.) на Франкфуртском автосалоне был представлен серийный Saab 99, оснащенный двигателем с турбонаддувом., который буквально произвел фурор в автомобилестроении. В 1978-м саабовцы вновь «сорвали аплодисменты», предъявив общественности Saab 900 – первый автомобиль с фильтрацией воздуха, поступающего в салон.
Разработками компании «Saab» того времени также являются система APC, позволяющая регулировать давление турбонаддува, и революционный 16-клапанный турбированный двигатель.
К дизайнерским разработкам привлекают итальянских специалистов компании «Lancia». Это сотрудничество в 1984-м ознаменовалось представлением новой концепции, которая прибавила популярности шведскому авто, а Saab 9000 Turbo и вовсе был удостоен нескольких международных наград. Американцы признали его лучшим большим авто.
«Saab» и «General Motors»
В 1990-м году в результате реструктуризации отделения Saab Car произошло образование независимой компании «Saab Automobile AB», которая обрела выход на европейский рынок, продав 50% своих акций небезызвестной «Дженерал Моторс». Разумеется, видоизменился и логотип компании: вместе с одним кольцом исчезло и название прежнего партнера.
Сотрудничество Saab AB и GM было весьма плодотворным. Первым их совместным проектом в 1993-м стал Saab 900, благодаря которому марка Сааб была признана одной из самых безопасных авто в мире наряду с давно утвердившейся в этом статусе Volvo.
В 1994-м появился всесезонный кабриолет Saab 900 Convertible с двойным тентом и мощной печкой.
В 1997-м саабовцы вернулись к прежнему индексированию, представив роскошный седан Saab 9-5, изюминкой которого явились сиденья с принудительной вентиляцией и новые подголовники SAHR, весьма эффективные в плане безопасности.
В 1998-м был представлен Saab 9-3 с турбодизельным двигателем, который появился в результате многочисленных усовершенствований Saab 900. Всего было предпринято 1100 изменений.
Саабовцы постоянно совершенствовались, представляя все новые модификации упомянутых моделей, завоевывая признание и любовь европейских и американских автомобилистов, а «Дженерал Моторс» озадаченная идеей мирового господства в сфере автомобилестроения, в 2000 году прибрала к рукам все акции Saab Automobile AB. Однако уже в 2008-м совет директоров GM с целью безболезненного выхода из сложившейся кризисной ситуации принял решение об отторжении подконтрольной компании. Это позволило бы американскому автопроизводителю избавиться от убыточных активов и получить спасительный кредит.
Несколько лет дальнейшая судьба «Сааб» волновала умы шведского правительства, автопроизводителей и автолюбителей. Хотя заинтересованных лиц в подобной покупке оказалось немало, реальные претенденты долго не обнаруживались. В определенный момент руководство GM даже предприняло попытку ликвидации предприятия, но все благополучно обошлось.
«Saab» и «Spyker Cars NV» - новейшая история
Образовавшаяся новая компания Saab Spyker Automobiles уже через полгода своего существования заявила во всеуслышание о предстоящем дебюте. Предполагается, что в ноябре этого года на автосалоне в Лос-Анджелесе будет представлен новый кроссовер 9-4Х. Новым официальным владельцем бренда Saab стала нидерландская компания Spyker Cars NV, занимающаяся производством элитных спорткаров. Показательно, что сделка была завершена 23 февраля 2010 года. В этом российские любители шведского авто после томительного ожидания разрешения саабовской проблемы усматривают своеобразный подарок ко Дню защитника Отечества. Тем более что в значительной степени сделка была профинансирована русскими деньгами, поскольку покупающую сторону курирует банкир из России Владимир Антонов.
Эту модель ценители шведского Сааба ждут с нетерпением еще с 2008 года, когда концепт-кар был представлен на автосалоне в Детройте, а чуть позже и на международном автосалоне в Москве. До настоящего времени по понятным причинам дебют нового серийного авто так и не состоялся, и только недавно в интернете появилась информация от производителя, подтверждающая предстоящую премьеру.
На подробности пока рассчитывать не приходится, однако имеющейся в Сети информации достаточно, чтобы представить новый кроссовер в общих чертах.
Предположительно «сердцем» новинки станут двухлитровый двигатель с турбонаддувом мощностью 248 «лошадок» и V6, характеризующийся объемом 2.8 л. и мощностью 300 «лошадок». В первом случае для разгона автомобиля до 100 км/час будет достаточно 6.4 сек, а предельная отметка составит 250 км/час.
Производители решили не уходить далеко от заявленного в 2008 году концепта, разработанного еще в содружестве с GM и базирующегося на платформе Theta Premium, характерной также для Cadillac SRX. К тому же по достигнутой договоренности производиться новый кроссовер будет на той же мексиканской производственной площадке GM, что и упомянутый Cadillac, а потому предполагается, что они во многом будут схожи.
Полностью соответствует концепту от 2008 года и внешний вид новинки, в котором просматривается схожесть с Range Rover Evoque, только в несколько упрощенном бюджетном варианте.
А вот салон 9-4Х, если верить тому же концепту, приятно удивит автолюбителей своим оригинальным дизайном. Кнопки управления на центральной консоли, образующие непонятные в своей геометрической правильности фигуры, завораживают и настораживают одновременно. Ручка автоматической коробки передач, соседствующая с безключевым селектором завода двигателя, имеет настолько необычную форму, что невольно на ум приходят мысли о внеземных цивилизациях.
Вот пока и все. Однако томиться в ожидании подробностей осталось совсем недолго. Начало автосалона в Лос-Анджелесе – 9 ноября 2010 года. Тогда же станет известно, как скоро новинка станет доступна российским автолюбителям, а в США продажа Saab 9-4X предположительно начнется уже весной 2011-го.