Заправка кондиционеров
13 июня 2011 года
Салон автомобиля охлаждается с помощью автокондиционеров. Функция автокондиционера состоит в поддержания в салоне оптимальной температуры, с чем он прекрасно справляется при эксплуатации в местах с жарким и умеренным климатом. Автокондиционеры устанавливают как в иномарках, так и в автомобилях отечественного производства.
Обычно заправка автокондиционера представляет собой процедуру, включающую диагностику самой системы автокондиционера, сбор хладагента, вакуумирование системы, заправку ее хладагентом и долив нужного количества масла.
Если раньше ремонт автокондиционеров и заправка автокондиционеров были дорогим удовольствием, то в наше время цена на эту услугу вполне приемлемая, что и объясняет большую популярность этих устройств среди автолюбителей. Причины такого снижения стоимости ремонта автокондиционеров и заправки кондиционеров автомобиля заключаются в том, что за последние годы хладагент стал на 40 процентов дешевле, а также появилась возможность собирать его и, после трехуровневой фильтрации, использовать повторно.
Поначалу заправка автокондиционера может показаться простой процедурой, однако, на самом деле, в ней скрыто много технологических нюансов, игнорирование которых может привести к совсем нежелательным последствиям, вплоть до моментального выхода из строя всей системы автокондиционера. В разгерметизированном автокондиционере находится воздух вместо фреона, а также может содержаться немного паров воды, которые могут быть очень опасными для устройства. Наличие воздуха в системе также нежелательно, поскольку он содержит большой процент азота, способствующего увеличению нагрузки на компрессор. Перед заправкой кондиционера фреоном, для устранения воды и воздуха из системы автокондиционера к ней подключается вакуумный насос. Бывают случаи, когда нет необходимости производить вакуумирование системы, к примеру, при дополнительной заправке кондиционера авто.
Далее в систему закачивают необходимое количество газа. Существует два способа отмерить фреон. Первый предполагает использование электронных весов (на них будет ставиться баллон), а второй – мерной колбы. В колбу закачивают газ из баллона, после чего открывают краны – и газ заполняет внутреннее пространство автокондиционера. Полностью весь газ, вследствие выравнивания давлений в системе и колбе, не попадает в систему. Для этого в мерной колбе сделан нагревательный элемент, который повышает давление газа. Есть и еще один вариант осуществления заправки кондиционера фреоном, который производится при включенном компрессоре – посредством порта обратной магистрали.
Очень важно при заправке кондиционера автомобиля правильно отмерить количество фреона – не завысить и не занизить его. В перезаправленной системе автокондиционера будут возникать повышенные давления, а компрессор вынужден работать на пределе своих возможностей, поэтому может отключаться по аварийному давлению. Перезаправленный автокондиционер не будет нормально холодить. С недозаправленной системой ситуация не лучше. В ней компрессору будет остро не хватать масла. Оно переносится фреоном, а если последнего недостаточно, в компрессор не будет поступать необходимое количество масла, что, вполне вероятно, приведет к преждевременному окончанию срока его службы. Также не стоит забывать о том, что недозаправленный автокондиционер плохо справляется с охлаждением.
Разумеется, осуществлять заправку автокондиционера авто можно исключительно теми типами масла и фреона, которые предусмотрены для нее. Так, для фреона R-134a надо использовать синтетическое, а для фреона R-12 – минеральное масло. Существуют и универсальные масла, которые подойдут для обоих типов фреонов. Не рекомендуется ездить с незаправленным кондиционером долгое время – в таком случае после полной заправки кондиционера могут проявляться определенные проблемы в работе устройства. Здесь может помочь доливка масла, а также принудительная работа на повышенных оборотах компрессора, однако это работает не всегда.
Перед тем, как сравнивать два различных типа фреона, обратимся немного к истории. В 1992 г. Было сделано открытие о том, что фреон R-12 является вредоносным для озоновго слоя. Его производство быстрыми темпами начало сокращаться, а на замену ему пришел фреон R-134а, озонобезопасный. У системы автокондиционера на 134-м фреоне другие технические параметры, в отличие от системы на фреоне R-12. Очень важное ее отличие состоит в наличии синтетического масла. Система на 12-м фреоне прекрасно справляется с трудными условиями и на минеральном масле. Использование в 12-й системе фреона R-134а крайне нежелательно по той причине, что масло не станет растворяться в газе, и, как следствие, компрессор вскоре заклинит.
Чтобы не допустить таких обидных ситуаций, изготовители автокондиционеров нашли способ предотвратить путаницу с тем, каким газом производить заправку кондиционеров автомобиля: было принято решение выпускать штуцеры под фреон R-134а, принципиально отличные от штуцеров под R-12. У штуцера, предназначенного для 134-го фреона, значительно больше диаметр и высота, по сравнению со штуцером для 12-го фреона. Пластиковые колпачки, использующиеся для предохранения штуцеров, также отличаются в обеих системах – как по внешнему виду, так и по размеру. Колпачки от системы на фреоне R-134а похожи на большие крышки от тюбиков зубной пасты, и окрашены в черный, красный и синий цвета. А колпачок от системы на фреоне R-12 очень легко спутать с колесным. Так что, отличия более чем очевидны, и, в самом деле, не так легко заправить кондиционер авто, который работает на 12 фреоне, оборудованием под 134 R-134а, и наоборот. Вдобавок, все авто, которые были сделаны до 1992 г., работают на фреоне R-12, а те, которые были сделаны позже, работают на R-134а. Путаница может возникнуть лишь с автомобилями переходных лет - 1992-93.